История космического корабля Буран

Советский орбитальный корабль «Буран» значительно опередил свое время, внес весомый вклад в мировую историю и подтвердил превосходный уровень технологического развития СССР. И хотя его потенциал не был полноценно реализован, а достижения ограничились единственным полетом, советский челнок стал особенной разработкой и важным достижением в развитии космической отрасли. При его создании были получены уникальные технические решения, которые в дальнейшем применялись при проектировании прогрессивной ракетно-космической техники.
Заокеанским примером для его создания стали знаменитые Space Shuttle – многоразовые корабли, созданные в соответствии с проектом NASA «Космическая транспортная система». Первый из них стартовал 12 апреля 1981 года, и в условиях гонки вооружений советское руководство поручило своим специалистам создать собственную версию американского шаттла.

Предпосылки

Space Shuttle – продукт холодной войны, призванный доставлять полезные грузы с нашей планеты на околоземную орбиту и обратно. Каждый его запуск стоил $450 млн.– примерно в 12 раз дороже, чем пуск 1-разового «Союза». Но денег не жалели, ведь шаттлы создавали в соответствии с проектом «Стратегическая оборонная инициатива», который впечатлял своими масштабами и был направлен на обезвреживание межконтинентальных ракет.
Военные СССР рассматривали Space Shuttle как сверхоружие – орбитальный ракетоносец, позволяющий осуществлять ядерную атаку из космоса, и потенциальный инструмент для похищения космических аппаратов. И хотя его создавали, чтобы доставлять на орбиту части системы ПРО, некоторые опасения имели определенные основания. В частности, на борту челнока находился большой манипулятор, а в грузовой отсек запросто могли поместиться даже габаритные спутники.

Задумки

Насколько вероятными были эти угрозы – судить сложно. Но в СССР все же задумались о создании отечественного аналога шаттла, который бы применялся в военных и мирных целях:
  • для проведения исследований, экспериментов и выполнения научных работ, в частности, в сфере народного хозяйства и обороны;
  • для доставки в космическое пространство грузов, космических аппаратов и космонавтов, а также для их последующего возврата на Землю;
  • для решения военных задач – применения в роли ключевого компонента орбитальной боевой системы, чтобы использовать космическое пространство в военных целях, противодействовать возможной агрессии из-за океана и наносить ответные удары.
В тот период велась разработка боевых орбитальных аппаратов «Каскад» и «Скиф». Применительно к проекту «Энергия-Буран» их планировали поместить на орбиту, чтобы обеспечить возможность ликвидации ракетами или лазерным оружием баллистики и военных космических аппаратов противника. Наземные цели планировалось уничтожать находящимися на борту «Бурана» орбитальными головками ракеты Р-36орб. Их могло помещаться на борту до 15, и каждый боевой блок обладал термоядерным зарядом мощностью 5Мт.
Более того, изучалась возможность построить космическую станцию с боевыми блоками из модулей «Бурана». В грузовом отсеке каждого модуля на специальных револьверных установках должны были размещаться до 5 поражающих элементов – планирующих носителей ядерного оружия. Но на время полета орбитального космического корабля «Буран» боевые элементы только разрабатывались.

История создания космического корабля «Буран»

Весной 1973 года министерства СССР получили проект Решения ВПК, в котором излагались трудности касательно создания многоразовой космической системы. Вскоре правительство постановило министру С.А. Афанасьеву и В.П. Глушко, чтобы они в течение 4 месяцев подготовили предложение о последующих действиях.

История полета

Свой полет «Буран» осуществил 15 ноября 1988 года. На орбиту его вывела РН «Энергия», запущенная с Байконура. Полет длился 206 минут, в т. ч. 197,5 – после отделения корабля от РН. Корабль дважды облетел вокруг нашей планеты и выполнил посадку на предназначенную для него полосу аэродрома Юбилейный на Байконуре.
Благодаря слаженной эффективной работе наземных и бортовых инструментов управления, удалось четко контролировать его полет и предоставить точную информацию для навигации при посадке корабля. Программу своего полета «Буран» выполнил на 100%.
Это был первый в мире случай, когда орбитальный космический аппарат в автоматическом режиме слетал в космос и сам вернулся на Землю, причем приземлился с минимальным отклонением от осевой линии – на каких-то 3 м. Поэтому полет «Бурана» внесли в Книгу рекордов Гиннесса. И хотя у конкурентов за океаном опыт в этой сфере был богаче, их челноки не умели выполнять самостоятельную посадку.

Технические нюансы

Советский челнок создали по аэродинамической схеме «бесхвостка», с 3-угольным крылом и крупными размерами. Его длина составляла 36,4 м, размах крыльев – 24 м, в кабину цельносварной конструкции помещалось до 10 членов экипажа. Стартовая масса корабля составляла 105 т, а общая грузоподъемность – 30 т. Аппарат имел мощную теплозащиту массой более 7 т и просторный грузовой отсек, способный вместить спутники и другие габаритные грузы. Для их вывода в космическое пространство конструкторы предусмотрели манипулятор.
В запуске «Бурана» принимали участие 2 ступени. На первой стадии полета происходила отстыковка 4 ракет с мощнейшими жидкостными двигателями РД-170 (тяга – 806,2 тс, длительность работы – 150 с). В качестве 2 ступени использовались 4 жидкостных кислородно-водородных двигателя РД-0120. Они размещались на огромном топливном баке и работали до 500 с. Далее, когда топливо заканчивалось, аппарат отсоединялся от бака и летел дальше, фактически выступая 3-й ступенью.
Для транспортировки «Бурана» сконструировали самый крупный самолет на планете – Ан-225 «Мрия». Кстати, американцы использовали для транспортировки своего шаттла Boeing-747. При разработке «Бурана» космическая отрасль получила 230 уникальных технологий. В целом он мог совершить до 100 полетов в космос, но этой возможностью так и не воспользовались.

Судьба космического корабля «Буран»

Этот проект изначально вызывал много дискуссий и имел немало противников, а распад СССР еще больше обострил проблемы и привел к приостановке всех работ по программе. К тому времени в проект «Энергия-Буран» вложили 16,4 млрд. рублей (≈ $24 млрд.), а возможности его использования в будущем были сомнительными.
В 1993 году российское руководство решило отказаться от дорогостоящей программы с туманным будущим и окончательно закрыть ее. Решение было закономерным, т.к. все равно ни для ракеты, ни для отечественного шаттла не было полезной нагрузки, а по затратам 1 запуск приблизительно соответствовал цене ракетного крейсера класса «Слава». При всей прогрессивности многоразовых кораблей, дальнейшее развитие программы оказалось несвоевременным. На тот период 2 корабля были уже созданы, 3-й – производился, а 4-й и 5-й – закладывались в производство (достраивать их не стали).

Где находится космический корабль «Буран»?

В 2002 году единственный экземпляр советского шаттла, которому посчастливилось слетать в космос и успешно вернуться на Землю, подвергся разрушению на родном Байконуре, вместе с образцами РН «Энергия». Их уничтожила обрушившаяся крыша монтажно-испытательного корпуса. Корабль, который произвели вторым, находится в музейном комплексе Байконура, организованном под открытым небом, и вы можете увидеть его во время тура на знаменитый космодром. Частично покрашенный 3-й экземпляр представляли на выставке авиасалона МАКС-2011.
Чтобы узнать еще больше интересной информации о развитии и достижениях космической отрасли СССР и России, стоит побывать на Байконуре. Мы организовываем увлекательные туры, приуроченные к запускам ракет, и приглашаем вас совершить замечательное путешествие в эту космическую гавань!
В продолжение темы предлагаем вашему вниманию статью об идее для необычного корпоратива.