Как строили космодром Байконур

Строительство будущего космодрома Байконур, а в то время – научно-исследовательского испытательного полигона №5 – началось в 1955 году. После тщательного взвешивания всех «за» и «против» его решили строить в полупустынной степи Казахской ССР – в малонаселенной местности между районными центрами Казалинском и Джусалы в Кызылординской области, на берегу Сырдарьи, рядом с железнодорожной станцией Тюра-Там.
Свою лепту в выбор этого места внесли:
• близость к экватору, позволяющая ракетам легче достигать нужной скорости;
• наличие железной дороги Москва – Ташкент;
• ровный ландшафт – без гор, болот, лесов и прочих препятствий для размещения наземных пунктов подачи радиокоманд;
• удаленность и пустынный характер территории – немаловажный плюс в условиях особой секретности;
• возможность без ущерба для сельского хозяйства вывести из оборота ≈5 млн. гектаров земель под полигон и потенциальные поля падения габаритных ступеней ракет;
• стабильная погода с преобладанием солнечных дней и минимумом осадков – хорошие условия для наблюдения за запусками и технического обслуживания ракет;
• достаточное расстояние (более 7000 км) между точкой запуска разрабатываемой в те годы баллистической ракеты Р-7 и местом падения ее головной части (на Камчатке).

Первые шаги

12 января 1955 года на полустанок Тюра-Там прибыл первый отряд строителей и военных. Они создали палаточный городок и начали разрабатывать план будущего полигона. Вскоре к ним присоединились и другие «стройбатовцы». Перед ними стояла задача: создать среди здешних солончаков особо секретный объект всесоюзного значения, который через 2,5 года стал известным во всем мире и ярко ознаменовался в истории космонавтики.
Изначально нынешний космодром Байконур строили как секретный объект с кодовым названием «Стадион». К концу 1955 года в сооружении этого полигона участвовало уже 2500 военных и вольнонаемных рабочих и около 20 000 «стройбатовцев».
Чтобы скрыть место дислокации строящегося полигона от вражеских разведчиков, в 300 км от него соорудили муляж с фиктивными сооружениями из дерева. Поблизости с ним размещался поселок Байконур, и это название вскоре стало фигурировать в газетных заметках о космических стартах.
Обмануть заокеанских разведчиков не удалось: масштабная стройка в окрестностях Тюра-Тама вскоре была запечатлена их фотокамерами с самолетов. Но эта попытка запутать разведчиков подарила легендарному космодрому его нынешнее название, хотя географически оно и не было обоснованным.

Первые трудности

Рассказывая о том, как строили Байконур, стоит отметить:
1. Проблемы с электричеством – пока в регионе возводили ЛЭП, электроэнергию для работ предоставляли энергопоезда.
2. Тяжелые погодные условия. Резко континентальный климат хорош для решения задач космодрома, но некомфортен для людей. Зимой здесь морозы до -40 °С и снежные бураны, а летом – жара до +40 °С в тени и пустынные суховеи.
3. Проживание фактически в голой степи, если не считать несколько мазанок Тюра-Тама, поначалу – в палатках и землянках.
4. Распространенные заболевания ЖКТ, которым способствовало питание в походных кухнях и питье неочищенной воды Сырдарьи.
5. Сложные солончаковые грунты.
Изначально вокруг была голая пыльная степь с одинокой железнодорожной веткой. Проходящие по ней поезда утром привозили офицерский состав на службу, а вечером – увозили домой. Вначале строители проложили к полигону бетонную дорогу, а уже через 2 года рядом с ней появились пешеходные тротуары. Вдоль дороги люди высадили тополя и обеспечили им орошение, чтобы уберечь от неминуемой гибели в этих климатических условиях.

Первые достижения

Уже в июле 1955 года строители приступили к возведению первой стартовой площадки. Кстати, изначально ее планировали использовать для небольшого количества запусков. Но Площадка №1 превзошла ожидания и стала знаменитым «Гагаринским стартом». Ввиду своей прочности и удобства эксплуатации она используется до сих пор и послужила для запуска свыше 600 ракет.
Всего за 2 года были выполнены основные работы по созданию Площадки №1. Именно с нее новой ракете С.П. Королёва Р-7 предстояло отправиться вначале на камчатский полигон Кура, а затем – в космос. Строители вырыли котлован 50-метровой глубины, переместили 1 млн. м3 грунта, уложили более 30 000 м3 бетона. К будущему «Гагаринскому старту» подвели железнодорожные пути и автодорогу. Поблизости на Площадке №2 соорудили монтажно-испытательный корпус.
Кроме технических сооружений будущего космического комплекса, неподалеку от него строители начали возводить городок для будущих ракетчиков. Изначально его кварталы состояли из глиняных домиков и деревянных бараков, но постепенно их сменили характерные для СССР многоэтажки – сначала из кирпича, а потом и панельные. Сверхсекретная Площадка №10, она же – «Ташкент-90» и поселок Заря – постепенно превратилась в город ракетчиков Ленинск с неплохой инфраструктурой, хорошим продуктовым и промтоварным снабжением. В 1990-х город-спутник знаменитого космодрома стал его тезкой.

Выводы

Чтобы построить в полупустынной степи Казахстана знаменитый космодром Байконур и создать возможности для вывода на околоземную орбиту спутников, космических кораблей и космонавтов, тысячи людей день за днем годами совершали трудовые подвиги. На диких просторах, где до этого была только маленькая железнодорожная станция Тюра-Там, постепенно закипела жизнь, и вырос крупнейший космический центр в мире.
Сегодня он располагает десятками стартовых и технических комплексов, 2 аэродромами, своей ТЭЦ, сотнями объектов инфраструктуры, кислородно-азотным заводом. Транспортное сообщение космической колыбели обеспечивают 470 км железнодорожных путей и 1280 км автодорог. И за каждым из этих достижений стоят люди – смелые, выносливые и безгранично преданные высокой цели. Узнать больше об их жизни, результатах работы и специфике профессий помогают увлекательные туры на Байконур.
В продолжение темы предлагаем вашему вниманию статью из нашего блога о космическом корабле «Буран».